Разбитая елочная игрушка - напоминание о прошедших новогодних пиршествах… Но это только face-лист, за которым скрывается нечто загадочное и влекущее - творчество питерской группы ТОРБА-НА-КРУЧЕ.
Первая пластинка - это всегда попытка группы "вписаться" в мир большого шоу-бизнеса, показать себя с лучшей стороны, так сказать, дать изощренным критикам и писакам, "наевшимся" разных сортов пирогов под названием музыкальные продукты, вдоволь попрактиковаться на своем творчестве. Но я не буду практиковаться… Я буду описывать свои восторженные эмоции, возникшие от прослушивания дебютного альбома "Непсих" ТОРБЫ, хотя, все эти эмоции укладываются в незаурядное "красиво"…
Тема "красоты" красной линией проходит через все композиции, выложенные на альбоме, - даже в песнях с рваными гитарными риффами это трудно не заметить. Только одно употребление в аранжировках пока еще не привычных для уха флейты и альта делает музыкальные произведения мелодичными и насыщенными какой-то необычайной энергетикой. Завораживающий, порой кричащий и бьющийся в истерике голос фронтмэна Макса Иванова пробирает до поджилок.
Вслушавшись в слова, создается впечатление, что они не существуют вне музыкального сопровождения. Рифма просматривается не часто, но меткость стиха состоит не в рифме, а в способе подачи, которая у ТОРБЫ доведена до высшей планки со знаком - тут вам и экспрессия, и особая способность вокалиста попадать в точку при попытке выделения фраз, несущих наибольшую нагрузку.
Альбом дестабилизирован собственной разноплановостью, оттого то он так привлекателен. Особо хочется отметить преднамеренно расстроенное звучание гитар в некоторых сюжетах песен, усиленную ритм-секцию и перкуссионные партии.
Перетирать радио-синглы бесполезно - все, что необходимо было сказать, уже сказано, а вот другие композиции… Другие истории из жизни "Непсихов"…
Тема средств связи (помимо играемого на радио "Интернета) затрагивается и в песне "Труба" (честно говоря, я еще не прослушала эту песню, а мне в голову уже заползла мысль о том, что сие творение посвящено музыкальному инструменту, но уж никак не телефонной трубке!). Суицидальные и параноидальные фразы: "все, что от рук осталось, перевязал рубахой", "перед глазами скачет твой бесконечный номер", срывающийся голос, которому в такт подпевает флейта, переплетение разнотоновых музыкально-инстументальных тем потихоньку делают свое дело.
"Что не понятно" - своеобразное intro, очень вписывающееся в общую картину альбома "Непсих". И опять вокал, разрывающий сознание, и опять музыка, как сладостный утяжеленный нектар. Практически без перерыва эта песня перетекает в еще одно совершенно эклектичное произведение "Собака". "Я - непсих"… "Протыкает острым длинным гвоздем" слуховой аппарат, чтобы слушать этот так, как надо, чтобы услышать и боль, и радость, и агрессию, чтобы почувствовать новый свежий ветерок со стороны Балтики, который до нас доносит ТОРБА.
Лирическо-акустическая "Если бы я был собой" с элементами имитации шума морской волны на заднем фоне релаксирует, но оставляет немного напряжения - ожидание очередного урагана гитарной музыки.
А еще "Красиво" - это лейтмотив всей пластинки. Начало - типичные для 70-х годов прошлого века "синтезированный звук", к которому приплюсовываются все новые инструменты. Отчетливо слышны акустическая и электрогитара, соперничающие с звуками флейты. "Красивых песен уже больше меньше", но эта песня - исключение из общепринятых правил.
Легкая, по сравнению в остальными, "Свобода" - какое-то до боли знакомое гитарное звучание, если не считать пассажа на флейте в конце композиции. Ненавязчиво и "свободно", одним словом, вне комплексов.
Протестующая "запретам канцелярий" "Пошел на фиг", по-моему, имеет потенциал хита. Затрагивается тема героя-неоромантика, отчужденной личности, а еще - "нас не понять, нас не найти, нас не узнать и не спасти" - неужто исконно русский меломан не найдет в этих словах что-то о своей личности?
Очередная неожиданность (их на альбоме много) ждет тех, кто найдет в себе силы вытерпеть до 9-ой минуты заключительной песни, - ниоткуда возникает музыка, издаваемая чуть-чуть не подстроенной акустикой, сопровождаемая еле слышным голосом… Позже понимаешь, что слова - это фразы из песни "Если бы я был собой". Назовите это как угодно - бонусом или пародией на альбомы более известных исполнителей, использующих этот прием, но выглядит все это достаточно необычно не фоне некоторых других "цельных" альбомов.
Вот такой этот альбом получился: психованный, с долей разума, эклектичный, но красивый, впечатляющий и новаторский… Я специально не стала использовать открытых сравнений с продуктами других коллективов, не буду и "выставлять" балл, хотя альбом показался мне определенной школой интеллектуального жизненного эстетизма.
Путешествия по стране сказки ТОРБЫ-НА-КРУЧЕ заканчиваются, как "живут и умирают человеки… красиво…"
Наталья Уразметова